- Феничка, Федосья Николаевна ("Отцы и дети")
- Смотри также Литературные типы произведений Тургенева
23 лет, подруга, потом жена Николая Кирсанова. "Молодая женщина" с миловидным, "чистым и нежным" лицом, "с тонким профилем", "вся беленькая и мягкая, с "темными глазами", "с темными", "мягкими" волосами, "невинными слегка раскрытыми губками", "красными и детски пухлыми", "из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубы". — "Ручки" ее были "нежны"; — "ходила она немножко вразвалку, но и это ей пристало", носила "опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах". Она была дочь мещанки, экономки Ник. Петр. От матери Ф. наследовала любрвь к порядку, рассудительность и степенность. когда мать ее умерла — "куда было деваться? Ф. была так молода, так одинока: Н. П. был сам такой добрый и скромный..." — У них родился сын. Н. П. "не допускал даже возможности сравнения между своей покойной женой и Феничкой". "Вот они, следы-то барства", — мелькало у него в голове. "Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела, как бы исподлобья, да посмеивалась ласково и немножко глупо". — "Ах, как я люблю это пустое существо!" — простонал Пав. Петрович, тоскливо закидывая руки за голову". "Феничке нравился Базаров". "Она не только доверялась ему, не только его не боялась — она при нем держалась вольнее и развязнее, чем при самом Н. П—е. Трудно сказать, отчего это происходило; может быть, оттого, что она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает, и пугает. В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой". "При Н. П. она как будто чуждалась Базарова: она это делала не из хитрости, а из какого-то чувства приличия". "И Ф. нравилась Базарову". "Он с ней не то чтобы отводил душу, а охотно беседовал"; когда однажды, в жаркое летнее утро, Ф. встретилась с Базаровым в беседке и он "крепко поцеловал ее в раскрытые губы", "она дрогнула, уперлась обеими руками в его грудь, но уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй". — Пав. Петрович перервал сцену. — "Грешно вам, Евгений Васильевич, — шепнула она уходя: неподдельный упрек слышался в ее шепоте". После дуэли П. П—ча с Базаррвым "совесть почти не упрекала Ф. — но мысль о настоящей причине ссоры мучила ее по временам". Когда П. П. сказал ей, что видел сцену в беседке, Ф. "зарделась вся до волос и до ушей". — "А чем же я тут виновата?" — произнесла она с трудом. — "Вы не виноваты? Нет?" — "Нисколько". — "Я Николая П—ча одного на свете люблю и век любить буду! — проговорила с внезапной силой Ф., между тем как рыданья так и поднимались в ее горле: — А что вы видели, так я на страшном суде скажу, что вины моей в том нет и не было, и уж лучше мне умереть сейчас, коли меня в таком деле подозревать могут, что я перед моим благодетелем Н. П—чем..." — Но тут голос изменил ей". После же дуэли с Базаровым "тайный ужас овладевал ею каждый раз, когда она входила в его комнату". Когда уезжал Базаров, с Ф. ему не удалось проститься: он только переглянулся с нею из окна. Ее лицо показалось ему печальным. "Пропадет, пожалуй!" — сказал он про себя..." — После свадьбы с Н. П. "Ф. стала другая. В свежем шелковом платье, с широкой бархатной накидкой на волосах, с золотою цепочкой на шее она сидела почтительно неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "вы меня извините, я не виновата". "После мужа и Мити (сына) Ф. никого так не обожает, как свою невестку и, когда та садится за фортепиано, рада целый день не отходить от нее".
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.